Словарь японских парадоксов от Максима Макарова. Часть 2.

З

Заповеди. Не воруй – одна из десяти библейских заповедей. В метро обратили внимание на молодого человека в рваных джинсах. Задний карман был прилично разорван, и из него торчал (даже можно сказать вываливался) кошелёк. Выйдя на своей станции мы так и не поняли, был ли кошелёк настоящим или это был такой «элемент одежды».

 

И

Игровые автоматы. Говорят, что азиаты склонны и игромании. Скорее всего это так. Самыми уважаемыми клиентами казино Лас Вегаса являются китайские туристы. Японию, по-видимому, также не обошел вирус игромании. Но тут как-то все по-детски, что ли. Помните автоматы, где за 15 копеек можно было с помощью управляемой прихватки вытащить приз? В Японии под такие автоматы выделены огромные помещения с сотней вариантов испытать судьбу и вытащить какую-нибудь игрушку или безделушку.  Японцы с удовольствием тратят свои иены на шанс получить плюшевого покемона или пластикового годзиллу.

 

К

 

Кассы. Япония – страна наличных. Но, вместе с тем, Япония – страна технологий. Не обошли современные технологии и кассовые аппараты. Кассир не раскладывает, как в большинстве других стран, купюры по ячейкам согласно номиналу, а засовывает их в купюроприемник. В отдельную воронку высыпает монеты. Сдача выдается автоматически из специальной щели в кассовом аппарате, а монеты высыпаются в специальный лоток. Почему не заменить эту технологию оплатой картой? Японский парадокс.

 

Квартиры. Много людей и мало места. Эти два фактора объясняют микроскопические размеры японских квартир. Мы снимали квартиру в Токио площадью около 30 метров, где были две спальни, гостиная, кухня и раздельный санузел. И эта квартира сдавалась «для 7 человек». Двери вряд ли больше 180 см в высоту, почувствуйте себя Гулливером! В одной из спален традиционная кровать. В другой – татами и футоны. Но об этом отдельно.

 

М

 

Метро. Сказать, что система метро Токио сложна – это ничего не сказать. Если сухо и кратко, то система внутригородского железнодорожного транспорта состоит из метро и электричек. Как бы все просто, как и в Москве – есть метро, есть МЦК и есть электрички, которые ходят внутри городской черты (а скоро вообще интегрируются в общую систему). Но в Токио ДВА государственных метро и несколько ЧАСТНЫХ линий. Система только на схеме выглядит красивой единой картинкой. Проездной на метро не обеспечивает проезд по частным линиям, хотя поезд может идти с «государственной станции» и далее уже по частной линии. Мы жили на станции Фудзимидай, а она как раз находится на одной из частных линий. Купив проездной на метро, и рассчитывая здорово сэкономить на транспорте, мы все равно каждый раз доплачивали за проезд по своей частной линии и электричках. Например, чтобы доехать со стадиона, на котором проходили матчи Кубка мира по регби мы сначала брали билет на электричку, затем по проездному проходили в метро, а потом покупали отдельный билет на свою частную линию метро.

 

Н

 

Наличные. Япония – страна наличных. Это стало настолько удивительным и парадоксальным, что не могу пока к этому привыкнуть. Путешествуя по Европе, я практически не имею с собой наличности, все платежи можно делать картой. Это удобно и безопасно. В Японии постоянно нужно озадачиваться пополнением запасов наличности. Она нужна везде: в магазинах, в транспорте, в кафе.

 

Ночная жизнь. Сдержанная днем молодежь совершенно меняется к вечеру субботы. Районы Сибуйя, Сидзюку и Раппонги наполняются посетителями ночных клубов, баров, караоке и прочих развлекательных заведений. Здесь уже не встретить черно-бело-сине-серую школьную униформу. Молодежь одевается в яркую и модную одежду и отрывается как может, пиво и сакэ льется рекой. В общем, все как везде. Но с японской особенностью. Вторым по популярности напитком после пива/сакэ в это время является … средство от похмелья. Множество вариантов продается во всех магазинах.

 

О

 

Обмен валюты. Необходимость иметь наличные деньги и ограниченное число банкоматов, обслуживающих международные карты (Виза, Мастеркард) вынуждает периодически обменивать доллары на иены. Понятно, что первый такой опыт получаешь в аэропорте. После обмена валюты я рассказывал своим попутчикам с нескрываемой иронией как меня обслуживали ТРИ клерка. Первый клерк выдал бланк заявления на обмен валюты, попросил его заполнить и пройти ко второму клерку. Второй клерк принял у меня заявление и доллары, затем трижды пересчитал их (важное замечание, я менял всего 300 долл, то есть три купюры по 100 долл). Первый раз он пересчитал их, просто переложив из руки в руку. Второй раз он пересчитал их, сложив пополам. Третий раз пересчитал на машинке. В общем, что-то из серии «кручу-верчу, обмануть хочу». Затем доллары положил на лоток и передал третьему клерку, сидящему прямо за ним. Тот еще раз пересчитал валюту и передал первому бланк. После этого умный кассовый аппарат выдал нужную сумму в купюрах и монетах. Первый клерк показал на бланке выдаваемую сумму и поблагодарил за визит. Долго? – Нет. Следующий обмен я производил уже «в городе», в одном из банков поблизости от станции Фудзимидай. За меня взялись ПЯТЕРО! Все началось с привычного формуляра. Не думайте, что заполнить его – формальность. Если формуляр требует указания адреса, то его нужно точно и полностью указать (имеется в виду местный, японский, адрес). Вы помните адрес гостиницы, где вы останавливаетесь? Написание «апартамент, Токио, район Накано» - не прокатило. После заполнения формуляра девушка его проверила и продублировала мое фамилию-имя идеальным латинским шрифтом. Все правильно? – спросила она. Да, ответил я. И начались волшебные перемещения. Девушка отнесла формуляр к компьютеру, что-то в него ввела, распечатала, отнесла какому-то клерку. Этот клерк поставил печать и отдал третьему клерку. Третий что-то ввел в компьютер и позвал первую девушку. Первая девушка отдала доллары третьему клерку, забрала у него формуляр и пошла к четвертому. Четвертый выдал ей коробочку с деньгами. Она отнесла ее пятому клерку, который открыл коробочку и отсчитал сумму в иенах. Через 25 минут первая девушка вернулась на стойку обмена валюты, предъявила формуляр, показала сумму в иенах и выдала наличные. Бинго!

 

Оптимизация. Опять затрону необъятную тему метро. Каждое утро спускаясь в метро на станции Филёвский парк, я знаю, что для того, чтобы быстрее перейти на Кольцевую линию, нужно сесть в первый вагон, на Арбатско-Покровскую – в последний, а чтобы ехать в менее загруженном вагоне – нужно сесть в середине поезда. Но эти знания выработаны многолетним опытом жизни в своем районе. В Японии все проще. Вернее, не проще, а более продвинуто. Платформы отгорожены от путей стеклянными барьерами, которые открываются по прибытии поезда. Но это само по себе не является каким-то удивительным фактом. На барьерах размещается информация для каких целей предназначена та или иная дверь вагона метро. С одной будет удобно делать пересадку на другую линию, а из другой двери будет удобно выходить в город на такую-то улицу. Всё это позволяет японцам избегать лишнего столпотворения на станциях и разделить потоки пассажиров. Конечно, это не касается туристов, которые всегда идут не туда, куда нужно.

 

Очереди. Японцев в Японии много. Почти как россиян в России. Более 126 млн.человек. Свободного места на островах мало, а в Токио ещё меньше. Поэтому постоянно возникают очереди: в магазине, в метро, в кафе, везде. Но очереди здесь все какие-то «правильные». Люди не толпятся, стоят по-одному и не мешают проходу.